Понятие бытия, смысл бытия, основные формы бытия

Категория бытия представляет собой фундаментальное понятие, на котором основана вся картина мира с философской точки зрения. Постижением проблемы бытия и сущности занимается учение онтология, представляющая собой учение о сущем. В ее основе лежат следующие принципы:

  • становление и бытие природы;
  • появление и жизнь индивида и всего человечества.

Философия как наука

Философия зарождалась как наука с осознания и изучения проблем, затрагивающих бытие. Философы древней Индии, древнего Китая и античности изначально изучали и разрабатывали вопросы, касающиеся онтологии.

Понятие бытия представляет собой «отглагольное» слово от слова «быть». Следовательно, синонимами бытия являются реальность, сущность, действительность и вообще весь мир.


Природа, человечество, мышление – это все что подразумевает под собой понятие «бытия». Под это определение подходят различные предметы (зеленый лес, книга), явления (молния, радуга, снегопад), состояния (вода — жидкость, лед, пар) и процессы (психический процесс, пищеварение), главное условие — их наличие во вселенной.

Так, проблему бытия, сопоставляя бытие с предметно-чувственным миром, рассматривали в разных ипостасях все яркие мыслители древней Греции в досократический период. Например, уже в 484–421 гг. до н. э. Эмпедокл рассуждал о «четырех корнях всех вещей» — воде, земле, огне и воздухе. На их основе он пришел к заключению, что мир (космос) имеет форму яйца, а теплая и влажная илистая среда послужила местом зарождения жизни. О бытии как о материальной субстанции в свое время рассуждали Демокрит, Левкипп, Гераклит.
Философия бытия

Понимание бытия

Понимание бытия было расширено Платоном (427–347 гг. до н. э.). Мыслитель раньше всех заметил, что бытие распространяется также на идеальное помимо материи. Он включил в понятие «бытие» все сущее, говоря о том, что в человеческом сознании существуют понятия, мысли, идеи.

В Средние века христианские философы разделяли бытие на истинное (бытие Бога) и неистинное (сотворенное Богом). В XVII –XVIII вв. активно развивалась механика, поэтому у многих мыслителей того периода понятие «бытие» сопоставлялось физической действительностью. Эти философы-материалисты считали, что природа представляет собой запущенный и самостоятельно функционирующий механический аппарат, а человек – это всего лишь один из его винтиков.

В понятие «бытия» в эпоху нового времени, а также в эпоху немецкой классической философии приобрело глубокое содержание. Были выделены такие категории, как «субстанция», абсолютного «Я» и другие.

Олег Гадецкий. Структура бытия

Трактовка бытия значительно расширяется в XX веке. Понятие связали с историей, существованием человечества, ценностями и языком. В это время пришло осознание того, что онтология представляет собой предмет частных наук и не является философией. Но чтобы получить объединенное понимание бытия недостаточно отдельных частных дисциплин. Такая задача под силу только философии. Так, русский ученый Вернадский, рассуждая о принципиальной роли философии, сказал, что придает ей очень весомое значение, поскольку она важна для развития науки.

Формы бытия

Существует два вида бытия – субъективная и объективная действительность. Объективная действительность подразумевает все, что существует само по себе независимо от человеческих мыслей и сознания — воздух, солнце, земля… Под субъективной действительностью понимается все то, что без человека существовать не может – духовный мир, сознание, психика. На основе этих двух реальностей выделяют 4 формы бытия. Они являются основополагающими.

1.      Бытие тел, процессов и вещей.

  • Природное бытие – те тела, процессы, вещи, существующие до появления человека и те, на которые человек не оказал какого-либо влияния. Сюда можно отнести гидросферу, атмосферу, биосферу и прочие.
  • Материальное бытие – вещи и процессы, сотворенные или преобразованные в результате жизнедеятельности человека. К ним относятся поселения большие и маленькие, мебель, посуда, селекционные сорта растительных культур и проч.
Время и бытие

2.      Человеческое бытие.

  • Бытие индивида в вещественном мире – с этой позиции человек рассматривается в качестве объекта среди других многочисленных объектов. Он помещен в рамки определенных законов (химических, биологических и физических), которые неподвластны его влиянию, он может только существовать среди них. Человеческое тело – это природное тело. Именно тело делает человека переходящим (смертным) существом. Он никуда не исчезает из природы, а только переходит в другое ее состояние. Например, после смерти человеческое тело подвергается прочесам разложения и участвует в природных процессах в качестве иных тел, давая жизнь новым.
  • Собственное человеческое бытие – здесь индивид представляет собой человека не просто живущего по законам природы, но и существо, имеющее духовно-нравственные и общепринятые социальные каноны. Ему свойственно мыслить и иметь эмоции. Так, человек в традиционной философии зачастую имеет определение «мыслящая вещь». Одним из философов, рассуждающих на эту тему, был Декарт. Он говорил, что для того, чтобы мыслить необходимо существовать. Также ему присуще утверждение «Я мыслю, значит, я существую». Рассуждая на эту тему, Декарт пришел к выводу, что благодаря способности мыслить человек становится мыслящей личностью.
ТЕОРИЯ БЫТИЯ

3.      Духовное бытие

  • Индивидуализированное бытие – подразумевает сознание индивида, его осознанная деятельность, которая включает в себя элементы бессознательного или неосознанного. Без тела человека не может существовать его сознание. В норме человек живет до тех пор, пока существует и развивается сознание.
  • Объективное бытие – общественное сознание в целом принадлежит всему обществу. К нему относятся искусство (музыка, живопись), мораль (добро и зло эстетические нормы поведения), науки (физика, химия, селекция), религия (мусульманство, христианство, буддизм) и т. д.

4.      Социальное бытие

  • Действительность отдельного человека как субъекта в обществе и становлении истории. Индивид является носителем социальных качеств и межличностных отношений. Каждый человек обладает своими личностными качествами и влияет на социальную сущность, познает культурно-исторические достижения. В современном мире от индивида требуется полно раскрывать свои индивидуальные способности, дарования, творческий потенциал в наиболее близкой ему социально значимой деятельности. Например, музыкант, архитектор, повар и прочие.
  • Реальность всего общества – здесь охватываются все процессы и сферы общественной жизни производственные, культурные, духовные и проч.

No votes yet.
Please wait...