Сегодня в теории и практике коммуникации ученых все больше и больше, как стало очевидно, привлекают исследования ее проблем, которые требуют специальных знаний из разных областей. Современное состояние теории коммуникации характеризуется отсутствием общих методологических основ и единых концептуальных подходов. Нет четкой теоретической основы, общепринятой терминологии, основных предположений, которые бы позволили представителям различных направлений и тенденций достичь взаимопонимания. Мнения расходятся, что следует рассматривать в качестве связи.
Оглавление
Средства общения
В Соединенных Штатах и других западных странах коммуникационные исследования являются хорошо разработанной областью, но лингвистические аспекты коммуникации в значительной степени игнорируются. В России, наоборот, есть сильное предпочтение лингвистике, принимая во внимание, что исследование все еще находится на ранней стадии своего развития.
Множество определений коммуникации используются для того, чтобы осмыслить процессы, посредством которых люди пользуются, и присвоить значение. Общение — это также понимается как обмен пониманием.
Мы могли бы сказать, что коммуникация состоит в передаче информации от одного человека к другому. Но на самом деле, многие ученые принимают общение в качестве рабочего определения и используют свои кодировки «кто говорит, что, кому, в какой канал с каким эффектом», как средства ограничения области теории коммуникации.
Это полезно для изучения теории коммуникации и взаимодействия вербальных и невербальных средств общения через одну из следующих точек зрения:
- Механистические (рассматривают коммуникацию в качестве идеальной транзакции, сообщения от отправителя к получателю).
- Психологические (рассматривают коммуникацию как акт отправки сообщения к получателю, и чувства, и мысли приемника при интерпретации сообщения).
- Символическое взаимодействие (рассматривает коммуникацию, чтобы быть продуктом интерактивного обмена и создание смысла).
- Системные (рассматривает коммуникацию для нового сообщения, когда сообщение интерпретируется и заново проходит через людей).
- Критические (рассматривает коммуникацию как источник власти и угнетения индивидов и социальных групп).
- Конструктивистский вид (предполагается, что «истина» и «идеи» построены или созданы через социальный процесс коммуникации).

Другой способ разделения сферы связи подчеркивает предположения, лежащие в основе конкретных теорий, моделей и подходов. Эти подходы включают:
- Риторический подход — практическое искусство дискурса.
- Семиотический подход — интерсубъективное посредничество через знамения для того, чтобы быть посредником между разными точками зрения.
- Феноменологический подход — опыт знаковости, диалог.
- Кибернетических подход — обработка информации и объяснение, как всякие сложные системы, будь то живые или неживые, макро или микро, способны функционировать, и почему они часто в неисправности.
- Социально-психологический подход — выражение, взаимодействие и влияние критического дискурсивного размышления.
- Социокультурный подход — воспроизводство социального порядка.
Таким образом, теория коммуникации остается сравнительно молодой и интегрируется с другими дисциплинами, такими как лингвистика, философия, психология, социология. Современное состояние теории коммуникации исследования характеризуется отсутствием общих методологических основ и единых концептуальных подходов.
Эффективные коммуникаторы – какие они?
Эффективные коммуникаторы имеют много инструментов в своем распоряжении, когда они хотят получить что-то через сообщение. Собираясь писать или говорить, они знают, как собрать слова, которые передают их смысл.
Следует отметить, что постоянно растущий интерес к невербальным средствам общения обозначен тем, чтобы сфокусировать свое внимание на данной теме с учетом теории коммуникации, психолингвистики, социолингвистики, антропогенной культурной социологии, невербальной семиотики.
Невербальное общение и его особенности
Наиболее основная форма общения происходит невербально. Невербальное общение добавляет нюанс или богатство смысла, что невозможно передать с помощью словесных элементов в одиночку.
Антропологи полагают, что задолго до появления человека, чтобы объясниться, наши предки общались друг с другом с помощью своих органов. Они стискивали зубы, чтобы показать гнев; они улыбались и соприкасались один к другому, чтобы указать, привязанность. Хотя мы прошли долгий путь с тех первобытных времен, мы используем и невербальные сигналы, чтобы выразить превосходство, зависимость, неприязнь, уважение, любовь, и другие чувства.

Невербальное общение также отличается от вербальной коммуникации в терминах намерениях и спонтанности. Как правило, мы планируем наши слова. Когда мы говорим: «пожалуйста, откройте дверь», мы делаем это сознательно. Мы думаем об ошибке, если только на мгновение. Но когда мы общаемся невербально, иногда делаем это бессознательно. Мы не хотим, чтобы приподнялась бровь или на щеках появились румяна. Эти действия, являются естественными. Без нашего согласия, наши эмоции написаны на наших лицах.
Некоторые ученые выдвинули гипотезу о том, что в то время как разговорный язык, который обычно используется для передачи информации о событиях, внешних динамиках, невербальные коды используются для установления и поддержания межличностных отношений. Они считаются более вежливыми или приятнее общаться отношением к другим людям, не на словах, не в устной форме, например, во избежание неловких ситуаций.
Они пришли к выводу, что существует пять основных функций невербального телесного поведения в человеческом общении:
- выражать эмоции;
- экспресс межличностных отношений;
- сопровождать речью в управлении сигналов взаимодействия между докладчиками и слушателями;
- самопрезентации личности;
- ритуалы (приветствия).
Слова — это жизненная необходимость взаимодействия в группе. Даже когда мы общаемся невербально, мы переводим те модели поведения в слова (мысли, впечатления). Речевое общение, или то, что мы говорим, может держать группу вместе или вбить клин между членами, препятствующих к достижению целей.
Одним из преимуществ невербального общения является его надежность. Большинство людей могут нас обмануть гораздо легче с помощью слов, чем они могут сделать это телами. Слова относительно легко контролировать; язык тела, выражения лица, и вокальные характеристики не являются постоянно контролируемыми. Обращая внимание на эти невербальные сигналы, мы можем обнаружить обман или утверждать, что говорящий честен.
Аналогично, показывая вверх на совещании по времени или по привычке, человек невербально передает информацию другим членам группы.
Речь содержит невербальные элементы, известные как paralanguage, в том числе качество голоса, эмоции и стиль речи, а также просодические характеристики, такие как ритм, интонация и стресс. Paralanguage (иногда называют vocalics) является изучение невербальных сигналов голосом. Различные акустические свойства речи, такие как тон, тона и акцент, в совокупности известны как просодия, могут выделять невербальные сигналы. Paralanguage может изменить смысл слова.

Таким образом, невербальная коммуникация отличается от вербальной. Разговорный язык, который обычно используется для передачи информации о событиях, внешних динамиках, невербальные коды используются для установления и поддержания межличностных отношений.
Вербальная и невербальная коммуникации переплетаются. Однако, две системы сообщений, не всегда в согласии. Исследования показали, что при получении противоречивых сообщений — сообщения, в которых вербальные и невербальные компоненты не согласованы, больше склонны верить, невербальным сообщениям.
Интересный вопрос: когда двое людей, общаются лицом к лицу, сколько смысла передается устно, и сколько передается невербально? Это было исследовано лингвистом Альбертом Меграбяном. В своих исследованиях, Меграбян приходит к двум выводам. Во-первых, что существует три основных элемента в любой «лицо к лицу» коммуникации:
- слова;
- тон голоса;
- выражение лица.
Во-вторых, невербальные элементы особенно важны для чувств и отношения, особенно когда они несравнимы: если слова расходятся с тоном голоса и выражением лица, люди склонны верить, тональности и выражению лица.
По словам Меграбяна, эти три элемента по-разному влияют на человека: слова — семь процентов, тон голоса – тридцать восемь процентов, язык тела составляет пятьдесят пять процентов. Часто их сокращенно называют «3 В»: вербальные, вокальные и визуальные.
Для эффективного и конструктивного общения и эмоций, эти три части сообщения необходимо поддерживать друг с другом — они должны быть «конгруэнтные». В случае какой-либо «неконгруэнтности», получатель сообщения может быть раздражен от одновременного приема двух сообщений, приходящих от двух разных каналов, давая сигналы в двух разных направлениях.
Когда читаете лекцию или презентацию, например, текстовое содержание лекции будет представляться только устно, но и невербальные сигналы очень важны в передаче динамики отношения к словам, в частности, их вере или убеждению.
При общении, невербальные сообщения могут взаимодействовать с вербальными сообщениями шестью способами: повторяя, противореча друг другу, дополняя, заменяя, регулируя и акцентируя.
Повтор заключается в использовании жестов для укрепления устного сообщения, например, указывая на объект обсуждения.
Противоречие и его особенности
Противоречие. Вербальные и невербальные сообщения в одно и то же взаимодействие могут иногда отправить противоположные или противоречивые сообщения. Человек, словесно выражая утверждение истины, одновременно может показать суетливость или, избегая контакта с глазами, может передать смешанное сообщение к приемнику во взаимодействии.

Противоречивые сообщения могут возникать по разным причинам, часто вытекающим из чувства неопределенности, амбивалентности, или разочарования. При смешивании возникают сообщения, невербальная коммуникация становится основным инструментом, который люди используют, чтобы достичь дополнительной информации, чтобы прояснить ситуацию; большое внимание уделяется телесным движениям и позиционированию, когда люди воспринимают все неоднозначно в ходе взаимодействий.
Дополнение и его особенности
Дополнение. Точную интерпретацию сообщений производить легче, когда невербальная и вербальная коммуникации дополняют друг друга. Невербальные сигналы могут быть использованы для разработки вербальных сообщений, укрепить информацию, передаваемую при попытке достижения коммуникативных целей; было доказано, что сообщения запоминается лучше, когда невербальные сигналы подтверждены словесным обменом.
Замена. Невербальное поведение иногда используется в качестве единственного канала для передачи сообщения. Люди учатся распознавать выражение лица, движения тела, положение тела как соответствующие специфические чувства и намерения. Невербальные сигналы могут быть использованы без вербального общения, чтобы передать сообщения; когда невербальное поведение не эффективно, используются словесные методы, чтобы улучшить понимание.
Регулирование и его особенности
Регулирование. Невербальное поведение также регулирует наши разговоры. Например, прикосновение чьей-то руки, может сигнализировать, что вы хотите поговорить следующей или прервать разговор вообще.
Коммуникация «лицо к лицу» осуществляется путем смешивания двух компонентов: вербальных (слова) и невербальных (без слов). Невербальное общение добавляет нюанс или богатство смысла, что невозможно передать с помощью словесных элементов в одиночку.
В онлайн — чате люди используют словесные элементы, но они часто бывают в сочетании с невербальными элементами в одном и том, же текстовом сообщении. Наиболее распространенные невербальные элементы включают словесные паузы, повторения слов, эмоциональный язык, символы и знаки препинания. Негативные эмоции и восклицания обычно используются реже, чем позитивные, счастливые, приятные возгласы. Невербальные элементы, как правило, отсутствуют в интернет-дискурсе.
Одним из основных приоритетов образования в настоящее время является академическая и профессиональная подготовка специалистов в области гуманитарных наук, специалистов с высоким уровнем профессиональной и коммуникативной компетенции. Академическая культура публичных выступлений включает в себя как вербальные, так и невербальные компоненты. Последовательное применение этих двух типов связи создает общий стиль презентации.
Педагогический опыт показал, что грамотное использование риторической структуры, фактической информации, наглядные пособия (схемы, раздаточный материал, фотографии, графики, таблицы, списки терминов) в речи на основе этики научной коммуникации вносит большой вклад в общий успех публичного выступления.
Еще один способ узнать больше о том, как ваши невербальные сообщения, влияют на группу — посмотреть, как другие реагируют на вас. Предположим, вы хотите задать вопрос и посмотреть в сторону члена группы, чтобы привлечь его внимание, но он не обращает на вас внимания. Какие невербальные сообщения вы могли бы использовать, чтобы создать ваш разговор?
Если вы примите во внимание все выше перечисленное, то ваше общение будет на наивысшем уровне. Желаем удачи!